Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

О ВЕРЕ



ВЕРА ИЛИ ЗНАНИЕ

Наша жизнь — цепочка последовательных выборов. Когда мы их совершаем — мы корректируем свой жизненный путь, и иной раз и значительно его меняем. При таком выборе как нельзя кстати оказывается чувство уверенности. В себе, в своих силах, в выбранной дорожке. Без него мы не достигаем целей и не получаем удовольствие от самого процесса.
Мы все в той или иной степени живем с различными знаниями и верованиями в голове: относительно себя, окружения, вещей, событий и конечное самой жизни. Именно они и являются фундаментом той самой уверенности в следующем шаге на пути к цели. Вера и знания. Эти понятия взаимосвязаны, но их отличия могут стать причиной изменения многих вещей в корне.

Шкала уверенности


Очевидно, что чем мы больше уверены в какой-либо сфере или ситуации, тем активней в ней действуем и комфортнее чувствуем. Места для волнения, страха и недовольства просто не остается. Мы с уверенностью садимся на велосипед, если уже катались на нем, и с гораздо с большей опаской заходим на собеседование в незнакомое место к незнакомым людям. Неуверенность в себе, ситуации и её исхода сковывает и разоружает. Это очевидно.
Уверенность условно можно показать в виде шкалы, где на одной стороне располагается максимальный её уровень, эдакий уровень супер героя; на другой — низший, место концентрации страхов и робких шажков. Иногда мы на вершине, иногда внизу в зависимости от обстоятельств и личных качеств. Но опорой уверенности являются либо знания, либо вера.
Максимальную уверенность удается получить только строя фундамент на знаниях. На вере это сделать невозможно, она только препятствует движению вперед.

Об отличиях


Всё, что достигла наука за триста лет, всё это – благодаря сомнению.
А за десять тысяч лет религия не достигла ничего –
из-за веры. © Ошо


Как же так? Кто мы без веры? В любовь, лучшее будущее, Всевышнего, свои силы? Порой её важность нами превозносится до запредельных высот, но если посмотреть пристальнее, то не сложно увидеть, что люди верят только в то, в чем они абсолютно не уверены, где лишены знаний и какого либо личного опыта. Сверхъестественные явления, религия, малораспространенные или неправдоподобные вещи — это сферы нашей жизни, где вера «правит балом».
Несложно заметить, что в любых комфортных для человека областях жизни вера не является чем-то необходимым. Более того, она мешает. Если ты умеешь плавать, тебе не нужно в это верить. Или в то, что ты сможешь завести автомобиль сегодня, или что существует смена дня и ночи. Те вещи, которые кажутся очевидными из-за обилия фактов — знания.
Но вера их вытесняет. Эти два понятия несовместимы! Знания опираются, прежде всего, на логику и факты. В вере же и то и другое полностью исключается, подменяясь принципами. Люди живущие преимущественно опираясь в жизни на свою систему верований принципиально не согласны ни на изменение своих убеждений, ни на их осмысление. Даже если они очевидно вредны для них, или попросту не работают.
Столкновение принципов порождает бесконечные споры, эмоциональные и порой абсурдные. Вера никогда не рождала и не родит истин, она только разжигает конфликты и войны.
Когда верующий сталкивается с фактом - он будет вынужден сопротивляться. И чем «упрямее» факт — тем сильнее он создает эмоциональный накал. Такие постоянные «качели» являются хорошим признаком жизни в иллюзиях. Психологическая стабильность, отсутствие нужны подкреплять свои убеждения свидетельствует о большем предпочтениях знаний и жизненного опыта.

Наивысшая уверенность


Чем больше человек вбирает в себя окружающую его реальность, тем самым накапливает знания, тем свободнее и увереннее он становится. По мере «коллекционирования» знаний вера отступает. И неизбежно наступает момент, когда выбранный путь становится настолько очевидным и ясным, что необходимости даже в знаниях отпадает. А вера и вовсе становится абсурдной.
Это наивысший пункт на шкале уверенности — переживание. Это личный опыт переживания здесь и сейчас. Не сквозь призму убеждений, а реальных ощущений. Переживание события дает абсолютную уверенность в его истинности, превращая его в факт.
Можно верить, что земля круглая. Можно «сделать» её таковой, благодаря математике, физике и наблюдениям. А можно увидеть в окошко иллюминатора или хотя бы по телевидению. Нет смысла в это верить, или доказывать кому либо, когда ты это пережил.
Можно всю жизнь верить в просветление, Бога или жизнь после смерти, но это ни на шаг не приблизит к этим вещам. Более того, даже отдалит от них. Вера убивает знания и переживания.
Нет смысла верить во что бы то ни было! Это причина сопротивлений и постоянной неудовлетворенности различия реальной картины мира и её иллюзорной версией в голове. Чем больше то во что вы верили не совпадает с реальностью, тем больше мы страдаем.

Не нужно верить во что-то, чтобы в конечном итоге это пережить, она только препятствует обретению знаний. Покажите, кого принципы сделали счастливым? Это лишний груз, который все время нужно защищать, что сложно и обременительно.
Многие духовные наставники знали все это, особенно практики Буддизма. Там максимально яркое переживание реальности, пусть даже мгновенное, ценилось гораздо сильнее, чем любое умозаключение. Именно оно становилось причиной просветления.
Любая дорожка будет пройдена с уверенностью и радостью, если шагать по ней будучи подкрепленным знаниями.
Есть даже хорошая притча в тему:
Как-то рано утром, когда Будда вместе с Анандой, своим любимым учеником, вышел на утреннюю прогулку, один человек спросил его:
— Есть ли Бог?
Будда посмотрел этому человеку в глаза и сказал:
— Нет, Бога нет, никогда не было и никогда не будет. Выкинь эту чепуху из головы!
В середине того же дня к Будде пришел другой человек и спросил:
— Есть ли Бог?
Будда сказал:
— Бог есть, всегда был и всегда будет. Ищи и найдешь.
Ананда пришел в сильное замешательство, так как помнил ответ, который Будда дал утром, но не имел возможности спросить, потому что вокруг было много народа.
Вечером, когда Будда, сидя под деревом, смотрел на заходящее солнце и прекрасные облака, к нему пришел еще один человек и спросил:
— Есть ли Бог?
Будда молча, одним жестом пригласил человека сесть рядом, а сам закрыл глаза. Они долго сидели вместе и молчали, уже стало темно, солнце село… Тогда человек поднялся, коснулся ног Будды, сказал:
— Благодарю тебя за ответ, — и ушел прочь.
Когда Будда и Ананда остались одни, Ананда сказал:
— Я не смогу уснуть сегодня ночью, если ты не ответишь мне. В один и тот же день на один и тот же вопрос ты дал три разных ответа! Почему?!
Тогда Будда сказал:
— Я отвечал не тебе. Почему же ты пришел в замешательство? Первый человек верил в Бога и пришел не за ответом, а за подтверждением своей веры. Но все верования ошибочны. Знание — это нечто совершенно иное. Второй человек не верил в Бога. Он хотел, чтобы я подтвердил его неверие. Третий был подлинным искателем. Он хотел испытать. Он хотел, чтобы я открыл ему нечто, потому я не стал отвечать ему, а просто предложил сесть рядом со мной. И нечто произошло.